г. Самара, Губанова, 20а
г. Самара, Галактионовская, 157
Меню
г. Самара, Губанова, 20а
г. Самара, Галактионовская, 157
Правильная осанка-залог здоровья
01.08.2023

Правильная осанка-залог здоровья

Когда ребёнок идёт в школу, в его жизни наступают глобальные перемены. Меняется весь уклад жизни, возрастает уровень нагрузок – как физических, так и эмоциональных. Резко изменяется круг повседневного общения; ребёнок должен выстраивать отношения в новом коллективе – и со сверстниками, и с учителями. Относительная свобода от каких-либо обязательств сменяется необходимостью подчиняться достаточно жёстким правилам. Насколько успешно ребёнок преодолеет эти трудности, зависит от качества его подготовки к новому этапу в жизни.

Программа лечения

В нашей Клинике действует программа подготовки детей к школе и коррекция нарушений, возникающих на фоне школьных перегрузок. Поступление в школу является стрессом для организма ребёнка и зачастую сопровождается чрезмерными нагрузками — не только физическими, но и психоэмоциональными, на фоне резкой перемены образа жизни возникает дополнительная нагрузка на иммунную систему. Все это может привести к ухудшению здоровья ребёнка, обострению уже имеющихся заболеваний и возникновению новых. Поэтому очень важно вовремя помочь детскому организму справиться с этой непростой ситуацией. В рамках программы проводится остеопатическое обследование ребёнка, выявляются имеющиеся проблемы со здоровьем, и в случае необходимости врач-остеопат проводит лечебные сеансы. 

По окончании курса лечения предлагается индивидуальный план динамического наблюдения.

Перестройка опорно-двигательной системы

С анатомо-физиологической точки  зрения, в 6 – 7 лет в организме ребенка происходит качественная перестройка, затрагивающая практически весь организм – опорно-двигательную систему, иммунитет, нервную систему и др. Ускоряется рост тела, причем часто это происходит скачкообразно. Изменяются пропорции, приближаясь к параметрам взрослого человека. В этом возрасте начинается становление осанки и окончательное формирование изгибов позвоночника; начинают срастаться кости таза. 

Развитие скелетной мускулатуры обычно отстает от роста костного скелета; тонус мышц-сгибателей в этом возрасте преобладает над тонусом разгибателей; сухожилия и связки также еще недостаточно крепкие. Поэтому у детей легко возникают деформации скелета – прежде всего, нарушения осанки и развитие плоскостопия. Резкое изменение режима, длительное сидение за партой способствуют этому, т.к. у ребенка в этом возрасте еще не сформированы механизмы длительного удержания позы – именно поэтому дети не могут подолгу спокойно сидеть на уроке, удерживая внимание на чем-либо одном. Работоспособность ребенка обычно резко падает через 20 – 25 минут после начала урока. У детей старшего дошкольного возраста уже хорошо развиты крупные мышцы, а развитие мелкой мускулатуры, обеспечивающей высокую точность и координацию мелких движений, отстает. Поэтому дети гораздо быстрее устают от письма, чем от занятий физкультурой.

Психоэмоциональное развитие ребёнка

Старший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью обмена веществ. Происходит гормональная перестройка, активизируется функция гипофиза, надпочечников. Возрастает нагрузка на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. У ребенка происходит быстрое созревание сосудодвигательных реакций, кожные сосуды уже способны быстро и адекватно реагировать на изменение температуры окружающей среды. Поэтому именно в этом возрасте особенно эффективны закаливающие процедуры.

Школьные нагрузки требуют определенного уровня развития центральной нервной системы, и к 6 – 7 годам происходят существенные изменения в головном мозге, которые определяют готовность ребенка к школе и являются основой успешной учебы. Резко усложняется система функциональных связей в коре головного мозга,  совершенствуется память, внимание, происходит усвоение новых социальных норм и правил, формируется целенаправленное поведение, развивается теоретическое мышление. Ребенок уже способен подчиняться правилам и действовать согласно инструкции. Он может произвольно фиксировать внимание на выполнении задания – правда, ненадолго, минут на 10 – 15. Ему уже доступно логическое мышление. Дети в этом возрасте очень любознательны, наблюдательны, задают много вопросов, проявляют интерес к любым событиям и явлениям и с удовольствием воспринимают любую новую информацию.

Риски переходного возраста

Перестройка, происходящая в организме ребенка, к началу обучения в школе еще не закончена, сохраняется физическая и психическая нестабильность, снижение выносливости и повышенный риск возникновения заболеваний.  Поэтому ребенок очень чувствителен к физическим и умственным перегрузкам.

Таким образом, готовность ребенка к обучению в школе зависит от многих моментов:  уровень физического развития, достаточная зрелость основных психических процессов – внимания, восприятия, памяти, мышления, речи, способности произвольно управлять своей деятельностью – а также общее состояние здоровья ребенка. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие, ослабленные учатся с трудом даже при высоком уровне умственного развития.  
 Даже относительно здоровые дети не всегда легко адаптируются к школьным перегрузкам. Необходимо также помнить, что биологический возраст ребенка не всегда соответствует фактическому: одни дети готовы к обучению в школе уже в 6 лет, другим даже в 7 лет такие нагрузки еще не по силам.

Если  организм ребенка недостаточно подготовлен к новому уровню требований, поступление в школу может оказаться чрезмерной нагрузкой и спровоцировать ухудшение состояния здоровья. Чаще всего возникают нарушения осанки, ухудшение зрения, неврозы, обострение уже имеющихся хронических заболеваний. 

Чем может помочь остеопат

Помочь подготовить ребёнка к школе, а также поддерживать его здоровье в течение учебного года может врач-остеопат. Остеопатическое обследование позволяет оценить состояние здоровья ребенка в целом и выявить те нарушения, которые могут в дальнейшем вызвать проблемы со здоровьем и успеваемостью. Остеопатическое лечение помогает лучше адаптировать ребенка к перегрузкам в школе; особенно это касается детей с задержками физического и психоречевого развития, с последствиями родовых травм.

В каких случаях рекомендуется показать ребенка врачу-остеопату? В группу риска входят дети со следующими проблемами:

  • Родовые травмы
  • Задержка речевого, психического, физического развития
  • Поведенческие проблемы, синдром гиперактивности
  • Часто болеющие дети
  • Любые хронические заболевания внутренних органов (дыхания, пищеварения, ЛОР-органов и др.)
  • Нарушения осанки
  • Плоскостопие
  • «Скачок» в росте за последний год
  • Нарушения иммунитета, частые ОРЗ
  • Жалобы на головные боли, быструю утомляемость
  • Метеозависимость
  • Нарушения зрения

Своевременное обращение к врачу позволяет свести к минимуму риск того, что школьные нагрузки окажутся ребенку не по силам и спровоцируют ухудшение состояния его здоровья.